Религия

С древних времен на берегу Енисея слышатся звуки бубна и загадочное камлание шамана посреди ночи, который обращается к духам-хозяевам местности, просит у них помощи перенести его в другие миры для того чтобы вернуть заплутавшую душу, вызвать дождь, исцелить больного, даровать жизнь. Он поет, танцует, шатаясь, словно тяжелый медведь, то парит легко и быстро, взмывая вверх как птица. Его глаза закрыты, а, кажется, что он видит все, теперь он улыбается и благодарит своих помощников…

В тиши буддийских монастырей старшие монахи – ламы и послушники – хуураки читают священные мантры, молятся за благо и счастье всех живых  существ, медитируют и совершают подношения божествам. В это время на таежных  берегах Енисея хранители старой веры – старообрядцы живут своей неторопливой жизнью.
Тува привлекает туристов и путешественников со всего мира тем, что в ней загадочным образом сосуществуют и мирно уживаются, дополняют друг друга древние традиционные верования тувинцев, шаманизм и буддизм. В республике также живут представители другого феномена – старообрядчества. Они – жители и дети тайги, протяжные песни которых слышатся на берегу Енисея уже с XVII века. В Туве есть все условия для развития и православной веры для русского населения края. 

Шаманизм считается древним традиционным верованием тувинцев, который прочно связан с образом жизни, миросозерцанием и миропониманием, основанным на величии  и почтении к окружающему их миру, к природе, ее стихиям, бывшим то благосклонными, то не очень. И даже сегодня мы можем встретить в Туве настоящих шаманов, совершающих свои магические камлания и таинственные ритуалы, читающих прошлое и предсказывающих будущее. Их легко найти в шаманских обществах Кызыла, загадочных и обладающих особой энергией. Тувинцы до сих пор уважительно относятся к шаманам, приглашают их на различные обряды освящения природных объектов, на другие события, связанные с жизненным циклом.

Буддизм, проникший в регион в XVIII веке, несомненно, оказал огромное влияние и на ранние верования, и на шаманизм, значительно дополнив и обогатив их. Также он вобрал в себя многие элементы шаманизма. Произошло удивительное слияние двух непохожих друг на друга мировоззрений. И сегодня тувинцы часто обращаются и к шаманам, и к буддийским монахам. В Туве есть как шаманские общества, так и буддийские монастыри – хурээ, которые начали строиться еще в XVIII в. Многие из них были разрушены в советский период. На сегодняшний день они вновь активно возрождаются, строятся монастыри в различных районах республики. Так, примером может служить возрождение монастыря Устуу-Хурээ в западной части Тувы. Этот процесс приобрел массовый характер, перешагнул республиканский и даже российский уровень, став международным. Каждый год летом проводится фестиваль живой музыки и живой веры «Устуу-Хурээ», на который съезжаются представители разных национальностей со всего мира, музыканты и паломники, туристы и путешественники, принадлежащие к разным религиозным конфессиям. Фестиваль – свидетельство толерантности и гуманизма в Туве. 

 Известно, что в современном мире тувинцы являются единственными из тюркоязычных народов буддистами, при этом шаманизм также считается их традиционной религией.